четверг, 7 февраля 2013 г.

калмыцкие свадебные обычаи как провожать невесту

В благодарность тому, что в дни сражений он рисковал жизнью, что в дни битв он скакал впереди, Чингис-хан подарил Джурчедаю одну из своих ж

Джурчедаю Чингис-хан сказал: «Твоя главная заслуга состоит в том, что в сраженьи с кереитами, после гибели Куилдар-анды, его дело продолжил ты. Ты, Джурчедай, поскакал и подавил джуркинов, тубекенов, дункаитов, тысячу туркаутов, добрался до Большого Центра и Санкуна до падения подстрелил в нежную щеку».

Когда Чингис-хан был возведен на императорский престол, он награждал своих сподвижников, выдающихся полководцев и про\износил восхваления в их честь. Обращаясь к одному из своих самых выдающихся полководцев Кубилаю, он говорил: «Шею могучего и зад сильного ты придавил! Когда я, посылая исполнить желаемое, своим четырем псам Кубилаю, Джелме, Джебе и Субетаю говорю: «Достигни!», они ломают гранит, когда говорю им: «Выйди!», они, пробивая скалу, прокалывая белый камень, переплывая половодье, исполняют приказ! Посылая четырех псов Кубилая, Джелме, Джебе и Субетая туда, куда направляюсь, имея рядом четырех кулюков: Боорчу, Мукали, Борокул и Чилаун-Баатур, в дни сражений держа перед собой Джурчедая и Куилдара с уруудами и мангудами, я был спокоен душой!».

Перед походом Ван-хан спросил Джамуху, кто у Темучина способен сражаться, тот ответил: «Там есть племена по имени урууды и мангуды. Как бы их ни окружали, они всегда держат центр. Как бы ряды их ни редели, они всегда держат строй. С детства привычные к мечу и копью бьются они под черными и пестрыми знаменами! Это бдительный народ!». Эта высочайшая характеристика, данная противником противнику, говорит об особом характере людей этих племен.

В «Сокровенном сказании» об урутах и мангутах рассказывает\ся в еще более красочных тонах. Когда найманский Таян-хан спросил Джамуху: «Что за люди, пыля, приближаются к нам, будто жеребята рано с привязи спущенные, пососавшие молоко матери и резвящиеся вокруг нее?», Джамуха ему ответил: «Это те самые урууды и мангуды, которые человека с конем насаживают на копье, совершая кровавые грабежи, человека с мечом гоняют до упаду и убивают, забирая весь домашний скарб».

Рашид-ад-Дин записал легенду, в которой говорится о том, что в сражении с Ван-ханом кереитским, увидев многочисленные войска противника, Чингис-хан спросил: «Что нам делать?» Тогда предводитель мангутов Куилдар-сечен сказал: «Пусть мой государь и побратим взглянет на тот холм, который находится в тылу врага и имя которому Куиндал. Я поскачу, и если всевышний господь допустит, я пройду через врагов, водружу свой бунчук-туг на том холме». Он сумел пробиться, открыть себе путь. Кереиты были разбиты.

Племена нуякин, урут и мангут, говорят, произошли от трех внуков Тумбине-хана, а от них ведут свое происхождение роды: конкотан, сунит, каркас, барулас, барин-илингут, илджит, кекуман, урут, мангут, уркаут, арулат, йисут. Некоторые из этих племен вначале оказали сопротивление Чингис-хану, но впоследствии верно служили ему. Особого внимания заслужили уруты и мангуты.

Племена урасут, теленгут и куштеми «подобны монголам; известно, что они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими способами». Их называли лесными племенами. К ним относилось и племя урянкатов.

В тех же пределах располагались кочевья ойрат, булагачин, кэрэмучин и хойин-урянка; каждое из племен имело своего предводителя. Одной ветвью племени баргут были тулас, к ним также были этнически близки элджигины, ветвью баргутов были и туматы, находившиеся тоже в Баргуджин-Токуме.

Рашид-ад-Дин сообщает, что «эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилище находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум».

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. (Ключевский)

admin « Сайт об Истории Калмыкии

Комментариев нет:

Отправить комментарий